Говорить только правду было правилом обучения, обойти его было никак нельзя. Иначе как еще мы поймем механизмы мышления и построения отношений? Эта практика повторялась из года в год и проверялась на самых разных людях (от 18 до 70 лет), что напрочь перевернуло мое восприятие мира. Я поняла, что как бы я ни разбиралась в людях, я не смогу определить, что происходит внутри другого человека, пока не выясню это напрямую.
Внутренний мир каждого из нас уникален. Он строится под влиянием жизненного опыта и множества других факторов. То, что для одного является понятным и естественным, для другого чужеродно. Даже те люди, которые, казалось бы, были очень мне близки (мы окончили тот же вуз в том же году, у нас похожие увлечения и общий психотип), по своей «начинке», восприятию оказывались совершенно другими. Хотя бы потому, что у нас различные «вводные данные», мы росли в разных семьях, у нас было разное детство, мы влюблялись в разных людей и одни и те же слова или действия для нас могут иметь абсолютно непохожие смыслы.
Что там говорить, даже братья и сестры зачастую оказываются диаметрально противоположными личностями. Потому что слишком много факторов, из которых складывается наше внутреннее «Я». И как бы грустно это ни звучало, но каждый из нас действительно «такой один». Поэтому единственный способ понять другого – это напрямую спросить, уточнить, узнать.
Почему мы «додумываем» за других?
Есть хорошее объяснение: мы видим в других то, что есть в нас самих. Это и правда так. Мы во многом обнаруживаем себя и укрепляемся в себе через отражение другими людьми. Наделяем их теми качествами, которые вытесняем или подавляем в себе. Человек, которому кажется, что ему все завидуют, на самом деле не может принять в себе зависть, отрицает ее. Обидчивому кажется, что на него все обижаются, лжецу – что ему все лгут. Мы проецируем на других свой личный опыт, черты, отношения, мотивацию, словом, свои собственные внутренние феномены, которые могут быть другим совершенно не свойственны. В психологии такое явление называется «проекцией».
Как формируется проекция?Проекция относится к одному из механизмов психологической защиты. Это понятие возникло в рамках психоанализа, и ввел его основоположник этого учения Зигмунд Фрейд в 1894 году. Он считал, что личность прибегает к психологическим защитам для того, чтобы справиться с различными болезненными переживаниями. Они помогают сохранить психическое здоровье и целостность личности путем искажения реальности. Одним из таких механизмов является
интроекция – когда личность присваивает нечто внешнее как нечто внутреннее. Проекция же является ее противоположностью: в этом случае нечто внутреннее приписывается внешней среде.
По мнению Зигмунда Фрейда, принцип формирования проекций примерно следующий. Если в нас есть какое-то качество (например, агрессивность), которое с детства нам запрещают проявлять, то мы его вытесняем, но отчетливо видим эту черту в окружающих. И для этого другим людям вовсе не обязательно обладать этим качеством в действительности. Считается, что около 80% того, что мы думаем о других людях,– наши собственные проекции, и не более того.
Так, например, скованной сексуальными запретами женщине кажется, что к ней все пристают, а мужчина, вожделеющий других женщин, яростно ревнует свою жену, у которой нет и мысли об измене.
Психика не может распознавать в других людях и событиях то, что не содержится в ней самой. Чем ярче, чаще и эмоциональнее мы реагируем на то или иное качество в других, тем больше соответствующих тенденций содержится в нашем уме. Мы просто получаем безошибочное указание на свою собственную «специализацию».
Зачем нам это?Механизмы психологической защиты помогают нам решать внутренние конфликты и справляться с тревогой, напряжением, стыдом и другими эмоциями. Так, благодаря проекции, человек может переносить ответственность и вину за некоторые свои постыдные (в его понимании) наклонности на другого человека, приписывать ему свои качества или чувства.
Почему мы не видим эти явления в себе сами? Мы можем увидеть их, но столкнуться с ними порой бывает болезненно. А все наше существо запрограммировано на стабильное и спокойное существование, и все волнующие нас события вытесняются психикой в подсознание.
Механизм проекции можно сравнить с работой кинопроектора – он помогает нам увидеть частички собственной личности, все то, что мы в ней отрицаем. Не только увидеть, но и обрести. Любая сущность стремится к целостности, и при помощи проекции мы можем вступить в диалог с теми частями собственной личности, с которыми диалог внутри невозможен. Станет ли этот диалог дружеским – не важно, главное, что он состоится. А значит, наша личность, возможно, подобно мозаике, соберет несправедливо отвергнутые части и станет наконец цельной.
Что делать?Один из способов обхождения с проекциями – это присвоение себе тех качеств, которыми мы наделяем других. Если вам кажется, что вам завидуют, спросите себя: «А кому завидую я? Для чего я обнаруживаю зависть в других людях, что мне это дает?» Или, если у вас есть ощущение, что вас все используют, ответьте себе, как вы используете других или что для вас значит использовать человека. Поразмышляйте, почему то или иное явление вас так сильно волнует, что оно говорит о вас.
Слышите чье-то мнение (то есть чью-то проекцию) о себе? Не спешите моментально реагировать и принимать все за чистую монету. Не отождествляйтесь сразу же с чужой картиной мира. Возьмите паузу и попробуйте отделить, где тут «ваше», а где «его», свойственное собеседнику.
Делая суждение о другом человеке, также не торопитесь. Даже если вы наложили призму своего опыта на него и вам кажется, что она пришлась ему почти впору, стоит проверить свою проекцию, задав прямой вопрос. Потому что непроверенная проекция – причина многих казусов. Чем меньше люди разговаривают о внутреннем, о том, что происходит между ними, тем больше они фантазируют друг о друге. И тогда проекция занимает все пространство отношений. Вплоть до того, что другому там может просто не остаться места.
По мере продвижения учебы диалоги в нашей психотерапевтической группе строились примерно так: «Я молчу? Что ты хочешь мне этим сказать? Почему тебя это цепляет?» И выяснялось, что у одного молчание вызывает страх, отвержение, у кого-то стыд, тревогу, а у кого-то уважение, в зависимости от проекций, эмоционального состояния и опыта.
Постепенно мы учились важному навыку – брать «ответственность за свое восприятие» (как говорил психиатр Фредерик Перлз) и возвращать проекции себе: говорили не о том, что другой молчалив, а о том, какие чувства это вызывает в нас. Например: «Мне очень жаль, что ты ничего не говоришь, потому что ты мне интересна и мне тебя не хватает!» Или: «Когда ты молчишь, я испытываю тревогу и чувствую себя менее безопасно и уверенно».
И подобное построение беседы, с уточнениями и высказываниями о себе и своих чувствах, помогало нам лучше понять самих себя и друг друга, узнать истинные мотивации и увидеть за пеленой своих собственных проекций другого человека – такого особенного, неповторимого и такого, на самом деле, другого.